Российская космическая отрасль является одной из самых развивающихся в мире, в нее вовлечены сотни предприятий нашей страны, в том числе и ковровский ВНИИ «Сигнал» (входит в холдинг НПО «Высокоточные комплексы» ГК Ростех, член Владимирского отделения СоюзМаш России).
Одним из перспективных направлений деятельности «Сигнала», которое развивается с начала 2000-х годов, является производство систем приводов для космической отрасли. Например, изготовление комплектов приводов для стартовых систем ракет-носителей семейства «Союз».
Началось все в 2003 году, когда Франция подписала межправительственное соглашение с Россией о строительстве на побережье Атлантического океана в Южной Америке (французская Гвиана) комплекса для запуска ракет класса «Союз». Вскоре от Конструкторского бюро общего машиностроения (сейчас АО «ЦЭНКИ» — НИИСК) во ВНИИ «Сигнал» поступило предложение принять участие в работах по созданию стартового комплекса в части разработки и изготовления электрогидравлического привода дистанционного управления стартовой системой и гидропривода верхней кабель-мачты.
Для ВНИИ «Сигнал» это была новая тематика, при освоении которой пришлось решить целый ряд новых технических задач и наладить контакты с предприятиями-соисполнителями, участвующими в разработке и изготовлении космических агрегатов. Была проведена большая исследовательская работа по изучению принципов работы приводов на имеющихся стартовых столах космодрома Байконур, в том числе с выездом на легендарный «Гагаринский старт».
В 2008 году необходимое оборудование было изготовлено и успешно прошло испытание, после чего его в составе стартовой системы доставили на территорию французской Гвианы для дальнейшего монтажа на космодроме.
Запуск ракеты-носителя «Союз-СТ» состоялся 21 октября 2011 года в 14.30 по мск с космодрома Куру в Гвиане. Ракета доставила на орбиту спутники Galileo.
Наладку, испытания и пуск сопровождали сотрудники «Сигнала», среди них начальник отдела № 10 Дмитрий Азаркин.
«В Гвиане удивляло все: от размеров ракеты до разнообразия животных в этой местности. Однажды в технический отсек стартовой площадки, который находился на уровне минус 2 метра, прибежал кайман. Для нас это было удивительно. Не знаю, кто больше испугался — он или люди, которые собрались на него посмотреть», — рассказывает Дмитрий Азаркин.
После успешного опыта в изготовлении приводов для Гвианского космического центра поступило предложение принять участие в модернизации стартовых столов космодрома Байконур, а чуть позднее появилось и техническое задание на разработку и изготовление электрогидравлических приводов и гидроприводов верхней кабель мачты для вновь строящегося космодрома Восточный.
С поставленными задачами коллектив ВНИИ «Сигнал» справился на отлично, а в 2018 году такое оборудование появилось и военном космодроме Плесецк.
В феврале 2019 года с 31-й площадки космодрома Байконур, которая была модернизирована «сигнальскими» приводами, был осуществлен пуск ракеты-носителя «Союз-2». На данный момент эта площадка является единственной в России, обеспечивающей пилотируемые и грузовые запуски по программе полетов к МКС, которые не проходят без участия специалистов ВНИИ «Сигнал».
«Самое важное – это точность при сведении четырех опорных ферм, здесь важна плавность и синхронность, чтобы не повредить ракету-носитель, а на космодроме Байконур также необходимо развернуть весь стартовый стол и прицелить ракету весом около 600 тонн, и все это с высокой точностью» — добавил Дмитрий Азаркин.
Кстати, за более 50-летнюю историю с Байконура стартовало около 1500 космических аппаратов разного назначения и более 100 межконтинентальных баллистических ракет, испытано более 35 самых основных видов ракет, более 80 видов космических аппаратов и их модификаций, более 130 космонавтов вылетали на орбиту с космодрома Байконур.
Сейчас ВНИИ «Сигнал» обеспечивает авторский и технический надзор за приводами при проведении каждого пуска на всех 4 космодромах. В данный момент специалисты ВНИИ «Сигнал» находятся на космодромах Восточный и Байконур для обеспечения очередных пусков ракеты-носителя «Союз-2» с полезной нагрузкой, в том числе предстоящего пилотируемого «Союз-МС18»